Колонковое и керновое бурение - Спуско-подъемные операции (СПО) с бурильной колонной

Спуско-подъемные операции (СПО) с бурильной колонной

 

 Спуск и подъем бурильной колонны на станках DIAMEC осуществляется автоматически с помощью штангодержателя путем включения режима свинчивание-развинчивание пульта управления. Расстояние от места захвата трубы до ее резьбовой части не должно быть меньше 100-150мм, воизбежании повреждения резьбы штанг, колонковой трубы. Отвинчивание алмазной коронки, расширителя необходимо производить с помощью трубных ключей вручную. Захват ключами алмазосодержащей части запрещен.

Спуск колонны в интервалах скважины, склонных к обрушениям, рекомендуется производить с замедленной скоростью, так как из-за малого зазора между стенками скважины и бурильной колонной при быстром спуске возможны гидравлические удары, приводящие к авариям. Из-за малого зазора между стенками скважины и наружным диаметром бурильной колонны на усилие извлечения последней из скважины существенно влияет сопротивление жидкости, заполняющей скважину. Наибольшее усилие требуется при подъеме колонны, внутри которой находится съемный керноприемник.

Доставка керноприемника на забой.

Керноприемник доставляется к забою скважины и извлекается на поверхность внутри колонны бурильных труб. Перед спуском необходимо проверить исправность и безотказную работу всех узлов, особенно керноприемной трубы и кернорвателя. Труба не должна иметь вмятин, погнутостей, царапин на наружной и внутренней поверхностей, затрудняющих ее продвижение в бурильной колонне и керна – в керноприемной трубе. Перед спуском необходимо взвести сигнализатор посадки внутренней трубы, который установлен в подшипниковом узле. Керноприемник спускают за счет потока промывочной жидкости,  подаваемого во внутрь колонны бурильных труб  буровым насосом  TRIDO-45. При достижении  забоя и посадки внутренней трубы, выступ  дефлектора  подшипникового  узла плотно садится на опорное кольцо наружной колонковой трубы, перекрывая при этом поток промывочной жидкости. В результате резко возрастает давление жидкости, что можно определить по манометру давления промывочной жидкости на пульте управления. За счет повышенного давления срабатывает сигнализатор посадки, открывая канал в подшипниковом узле, поток жидкости начинает движение на забой, давление на манометре резко падает. Это означает что внутренняя труба зафиксирована в наружной, после этого можно начинать процесс бурения.

Спуск овершота и извлечение съемного керноприемника.

 Съемный керноприемник извлекается после окончания цикла, связанного с заполнением керноприемной трубы керном, или при самозаклинивании керна. Перед срывом керна необходимо остановить вращение, сорвать керн, извлечь из скважины ведущую трубу и не отсоединяя промывочный сальник, с помощью вращателя,  вращением влево сорвать затянутую резьбу труб. Затем вращатель сдвигаем к скважине таким образом, чтобы резьбовое соединение было свободно и находилось за вращателем. Заранее смонтированный овершот,  закрепленный  через коуш специальным хомутом за трос лебедки, при чем предварительно трос должен быть проложен через переходник- тройник (статинбокс),  вставляется  во внутрь колонны бурильных труб. Статинбокс закручивают к колонне бурильных труб. Установив рычаг управления лебедки в нейтральное положение и переводом водянного трехходового крана на пульте управления в положение спуск овершота, запускают буровой насос. Перед запуском насоса, необходимо нажатием кнопки, включить второе положение работы насоса на максимальную производительность. За счет потока промывочной жидкости, овершот поступательно движется к забою для захвата  керноприемной трубы. При достижении керноприемной трубы, с помощью защелок овершот зацепляется за конусную приточку подшипникового узла, при этом резко возрастает давление промывочной жидкости, так как при срывании керна, перекрывается канал для продвижения жидкости. Буровой насос автоматически отключается. После этого отключаем нейтральное положение рычага лебедки и нажатием рычага “от себя” извлекаем керноприемную трубу.

Трубу с керном укладываем на стеллаж. Вставляем в колонну бурильных труб вторую, подготовленную к работе, керноприемную трубу и повторяем операцию по доставке керноприемника на забой. Во время доставки керноприемника на забой, производим отвинчивание поднятой из скважины трубы от подшипникового узла,  замеряем  линейный выход керна и укладываем образцы породы в приемный ящик, в том порядке как он находился до отвинчивания в керноприемной трубе. В случае подклина керна в трубе необходимо, легкими ударами по трубе деревянным молотком выбить его. Запрещается наносить удары по трубе твердыми и металлическими предметами.

После извлечения керна, промываем внутреннюю полость керноприемной трубы от шлама, проверяем исправность и износ корпуса кернорвателя, кольца кернорвателя. Износ проверяется путем выдавливания кольца из корпуса. При выходе кольца более 5мм, его надо заменить, так как при срыве керна от забоя кольцо может остаться в скважине. Убедившись в исправности керноприемной трубы, производим сборку ее с подшипниковым узлом. Шприцевать необходимо до тех пор пока из-под резиновых колец начнет выдавливаться чистая смазка, во избежание присутствия в подшипниках остатков шлама и промывочной жидкости.

После производства операции по подготовке к работе керноприемной трубы, укладываем керн из приемного ящика в специальные керновые ящики. Керн укладывают в обратном порядке от начала бурения к забою. Укладку начинают с левого дальнего угла ящика. Ящики изготавляют из дерева.