Закачивание скважин - Порядок приема и сдачи вахты

 

 Порядок приема и сдачи вахты

1.5 Порядок приема и сдачи вахты. Подготовка рабочего места и па чале смены в дальнейшем определяет как производительность, так и Османа рийность и безопасность работ. Поэтому каждый член буровой  бригады при приеме вахты особое внимание должен обратить на состояние участка работ.

Во время приема вахты второй помощник бурильщика должен получить полную информацию от сдающего вахту о состоянии рабочих мест, техноло­гического и вспомогательного оборудования, инструмента. Все неисправности, на ликвидацию которых не затрачивается значительное время, устраняют сдающий и принимающий вахту совместно.

При приеме вахты в функции второго помощника бурильщика входит визуальная проверка состояния буровой вышки и установленного на ней оборудования, механизмов и приспособлений, оттяжек, маршевых лестниц и площадок, талевой системы, подъемного крюка, вертлюга, шланга для нагне­тания промывочной жидкости, стояка, МСП, АСП, стационарных и пере­движных люлек верхового рабочего, глиномешалки, гидромешалки, буровых насосов и их обвязки. При этом второй помощник бурильщика обязан:

·       проверить буровую вышку (нет ли недопустимой деформации элементов вышки – поясов, диагоналей, раскосов, подкосов и т. д.), соосность звеньев ног вышки, прочность болтовых креплений отдельных узлов, состояние свар­ных швов;

·       проверить надежность крепления оттяжек к поясам буровой вышки и степень их натяжения, отсутствие разрывов проволочек;

·       проверить маршевые лестницы, переходные площадки и площадки для обслуживания установленного на вышке оборудования и механизмов, отсут­ствие посторонних предметов, опасных проемов, разбитых ступеней и рас­шатанных перил, шероховатостей и острых выступающих элементов на по­верхности перил;

·       особое внимание уделить состоянию электропроводки и светильников на вышке; второй помощник бурильщика должен следить за целостностью изо­ляции электропроводки и при обнаружении нарушения ее или оборванных проводов немедленно доложить об этом бурильщику;

·       при осмотре светильников тщательно проверить крепление предохрани­тельной сетки плафона, целостность плафона, крепление светильника к ноге вышки в отсутствие касания светильника к элементам талевой системы, ка­нату легости или движущимся частям оборудования, смонтированного на буровой вышке;

·       при осмотре кронблока определить исправность площадки для обслужи­вания, чистоту и отсутствие посторонних предметов, наличие и крепление съемных деревянных щитов, исправность кожуха и надежность его крепле­ния, надежность крепления кронблока к подкронблочным блокам, наличие смазки в подшипниках, смазки на талевом канате, состояние сварных швов;

·       проверить состояние талевого блока – исправность и надежность крепления кожуха, убедиться, что возможность трения талевого каната о кожух отсутствует;

·       проверить исправность талевого каната; при этом следует обратить осо­бое внимание на участки каната, подвергающиеся наибольшему износу (ме­ста переходов одного ряда навивки каната на барабане к другому, а также места наибольших перегибов каната через шкивы блоков талевой системы); при оснастке 4х5 и 5х6 эти места находятся в третьей четверти каната, а при оснастке 6х7 – в начале четвертой четверти, считая от первого шкива кронблока; проверять ходовой конец талевого каната с целью выявления его касания элементов вышки следует особенно тщательно у пальцев для установки бурильных свечей и вблизи светильников; при проверке крепления неподвижного конца талевого каната особое внимание уделяется креплению приспособления к рамной балке или фундаменту, наличию контргаек на анкерных болтах и болтах зажимного устройства, состоянию силового пальца и наличию на нем шплинта, шплинтовке всех болтовых соеди­нений;

·       проверить приспособление, гасящее колебания талевого каната УТК, состояние канатов подвески и противовесов, надежность крепления к поясам вышки;

·       проверить состояние и крепление к поясу вышки каната ограничителя подъема талевого блока (противозатаскивателя);

·       при проверке подъемного крюка необходимо обратить внимание на легкость его вращения вокруг вертикальной оси, легкость открывания и закры­вания предохранительной защелки и стопора, исправность предохранительных скоб рогов крюка, наличие смазки упорного подшипника и всех шарнирных соединений, надежность крепления стопорной планки, штуцеров пружинных масленок и крышки стакана; чтобы предотвратить самопроизвольное выпа­дение штропа вертлюга из зева крюка, второй помощник бурильщика дол­жен постоянно следить (визуально) за исправностью предохранительной за­щелки крюка; надежностью захвата защелки; отсутствием деформации или слома пружины и пальца, выработки отверстий под стопор защелки и тре­щин в корпусе;

·       при осмотре вертлюга необходимо проверить крепление отвода, крышки и нижнего фланца; состояние корпуса, переводника и ствола;

·       проверить уровень масла в ванне (не реже одного раза в вахту), герме­тичность всех соединений, затяжку гаек и контргаек;

·       при осмотре шланга для нагнетания промывочной жидкости необходимо обратить внимание на состояние вулканизационного соединения шланга со штуцером, наружную поверхность шланга и страхового каната, надежность его крепления к ноге вышки и к горловине вертлюга, надежность крепления шланга к стояку и к горловине вертлюга;

·       проверить надежность крепления стояка к буровой вышке – затянутость гаек и контргаек на хомутах, а при отсутствии хомутов – наличие резиновых прокладок, предотвращающих перетирание стояком поясов вышки при виб­рации; проверить надежность крепления ролика над воротами буровой вышки;

·       при наличии на буровой установке МСП особое внимание уделить со­стоянию крепления, шплинтовке всех болтовых соединений, втулочно-роликовой цепи нижнего захвата, креплению всех механизмов к буровой вышке, а также состоянию площадок для обслуживания и крепления воздухопроводов, при наличии на буровой установке АСП проверить болтовые соединения, сварные швы, целостность изоляции электропроводки и заземляющих провод­ников, крепление и герметичность воздухопроводов, исправность пульта уп­равления; осмотреть канаты и цилиндры механизма захвата свечей, крепле­ния, шплинтовку, сухари, тормозные устройства самопроизвольного пере­мещения стрелы и тележки, муфты предельного момента, блокировочного устройства, электропроводку подсоединения агрегатов и др., подсвечник АСП, центратор, направляющие канаты для его перемещения;

·       проверить состояние стационарных люлек верхового рабочего – надеж­ность крепления страхового каната, целостность деревянных конструкций (при использовании деревянных люлек) и надежность крепления специальных хо­мутов и болтовых соединений (при использовании металлических люлек), исправность сигнализации;

·       при осмотре передвижной люльки ПЛ проверить состояние несущих кана­тов (износ, равномерность натяжения, надежность крепления, правильность намотки на барабан электролебедки; наматывание более чем в один ряд не допускается); наличие зазора между ребрами роликов люльки и направля­ющими (зазор должен быть 3–5 мм), исправность пояса и крепление стра­ховой веревки предохранительного пояса (веревка должна крепиться к специальному ушку, а но длине должна натягиваться при перегибании рабочего через перила люльки), отсутствие посторонних предметов в люльке, состояние направляющих (они должны быть строго прямыми, без короблений и де­фектов), состояние барабанов и ступиц электролебедки (отсутствие трещин), сварных швов, затянутость болтовых соединений, состояние автосбрасывателей узла пенькового каната (шаровые сбрасыватели должны свободно пово­рачиваться и пропускать веревку при усилии в 70–80 кгс), легкость движе­ния скользящей втулки; крепление неподвижного конца пенькового каната, исправность блокировочных устройств и замка дверей люльки, наличие и исправность металлического козырька над люлькой и отбойника под полом;

·       проверить, не касается ли кабель управления деталей вышки и люльки при ее передвижении, состояние крепления канатов заземления, состояние сигнализации с бурильщиком и состояние страховой подвески крючков;

·       при осмотре стационарных или передвижных люлек особое внимание уделить исправности предохранительного пояса, наличию и состоянию крюч­ков и канатов для подтягивания свечей; рри проверке состояния пальцев для установки бурильных свечей обратить внимание на надежность крепления пальцев и страхового каната к буровой вышке, состояние сварных швов и отсутствие сработки пальцев при трении о ходовой конец талевого ка­ната;

·       при осмотре люльки ЛОК (перед спуском обсадной колонны в скважину) проверить надежность закрепления ее на вышке, исправность всех тросов и каната, пружины ловителя люльки, храпового устройства, надежность крепле­ния деталей;

·       при проверке глиномешалки тщательно осмотреть ограждение, пол и пе­рила площадки для обслуживания, решетку на загрузочном люке и исправ­ность ее запора, целостность корпуса глиномешалки, ее обвязки и заземля­ющих проводников;

·       при проверке гидромешалки установить исправность пола и перил пло­щадки, ограничителей для движения ствола гидропистолета, стопорного уст­ройства, затянутость резьбовых соединений ствола и манифольдной обвязки, отсутствие реактивного момента;

·       проверить чистоту пола и оборудования в насосном отделении, исправ­ность деревянных конструкций, пола и перил площадок для обслуживания задвижек высокого давления на манифольде и приемных емкостях;

·       при проверке задвижек высокого давления необходимо установить нали­чие штурвалов, указателей «Закрыто–Открыто», отсутствие пропусков во фланцевых соединениях и в сальнике штока;

·       при проверке буровых насосов обратить внимание на отсутствие трещин любого вида и расположение сломов, отколов на клапанных коробках, крыш­ках клапанов и цилиндров, правильность закрепления всех болтовых соеди­нений на гидравлической части, наличие и надежность закрепления ограж­дения привода, на состояние уплотнений цилиндровых втулок (при их раз­мыве раствор выходит через сигнальное отверстие в клапанной коробке, дав­ление падает, слышен глухой прерывистый звук), на износ стенок клапанной коробки (при этом всасывающая и нагнетательные полости сообщаются, жидкость нагнетается неравномерно, в гидравлической коробке слышен ши­пящий свист), на износ в местах посадки клапанов (слышен шипящий свист в клапанной коробке) и на состояние резиновых уплотнений тарелок клапа­нов (при их износе тарелки бьют по посадочным поверхностям в седлах, слышен резкий стук);

·       при проверке компенсаторов обратить внимание на отсутствие трещин, вмятин, выступов, нарушение сварных швов и крепление; при проверке воз­душно-гидравлических компенсаторов, кроме того, проверяют надежность крепления оттяжек, соединенных с корпусом компенсатора с помощью хо­мутов.

По окончании приема и сдачи вахты второй помощник бурильщика обя­зан немедленно доложить бурильщику о результатах проделанной работы, наличии и состоянии бурового оборудования и в дальнейшем действовать по его указанию.

Ответьте на контрольные вопросы декады 1.