Экономические механизмы природопользования на нефтедобывающих предприятиях

 

Экономические механизмы природопользования на нефтедобывающих предприятиях

 

Одним из лучших примеров значительности экологических затрат нефтедобывающих предприятий и роли экономического механизма регулирования природопользования является оценка природоохранных затрат при добыче уг­леводородов в США.

По данным Департамента энергии США, ежегодные затраты американских нефтедобывающих компаний на природоохранные мероприятия сравнимы с затратами на разведку новых месторождений нефти и газа - 11 млрд долл. в год. Причем в связи с ужесточением экологических требований прогнозирует­ся увеличение этой суммы. Столь значительные суммы способны привести к снижению общей эффективности добычи углеводородного сырья, что приве­дет к возрастающему импорту нефти, а впоследствии - к торможению роста национальной экономики. В связи с этим приоритетными становятся те при­родоохранные технологии, которые способны наряду с экологической безопас­ностью обеспечить и экономическую эффективность.

Традиционно методы управления природопользованием принято разделять на административные, экономические и рыночные. Содержание и практичес­кая реализация административных методов были продемонстрированы в пре­дыдущих главах: это прямые запреты и ограничения хозяйственной деятель­ности с помощью законодательных актов и нормативно-правовых документов различных уровней (от постановлений правительства до инструкций и руко­водств на самих предприятиях).

Рыночные методы регулирования природопользования предполагают рас­пределение прав на загрязнение ОС между участниками рыночных отношений (в частности, между нефтегазодобывающими предприятиями). На сегодня наи­более полно эти методы регулирования реализуются на межгосударственном уровне при распределении квот на выбросы парниковых газов, однако в основ­ном они находятся лишь на стадии внедрения и апробации. В гораздо большей степени проработаны рыночные механизмы распределения квот на изъятие определенных видов ресурсов.

Экономические методы управления включают в первую очередь меры, эко­номически стимулирующие природопользователей к более рациональному ис­пользованию ресурсов ОС и снижению загрязнения. Иными словами, основная цель экономического регулирования - создание условий, в которых эконо­мически невыгодно разрушать ОПС.

Важнейший момент в организации экономического регулирования приро­допользования (в частности, хозяйственной деятельности) - формирование эффективной налоговой системы. Величины налоговых ставок должны стиму­лировать природопользователя к более рациональному (эффективному и при­родосберегающему) использованию ресурсов, в то же время не препятствуя его развитию. Однако, как показывает опыт, ставки налогов в разных странах могут различаться весьма существенно. Судя по официальным данным, пред­приятия США оставляют в своем распоряжении большие доли выручки, чем в РФ. При этом в РФ уже довольно долго ведутся дискуссии о перераспределе­нии средств, поступающих в распоряжение нефтедобывающих компаний, на основе представлений о природной ренте. Суть такого подхода заключается в том, что разница между себестоимостью добычи ресурса, например углеводо­родного сырья, и его продажной ценой может по-разному перераспределяться между государством (как собственником недр) и добывающей компанией. Ины­ми словами, опираясь на понятие природной ренты, государство получает воз­можность значительно увеличивать налоговые поступления и распределять средства от добычи и продажи ресурсов на новой основе.

Рассмотрим более подробно отдельные аспекты экономического механизма регулирования природопользования, которые реализуются на уровне конкрет­ных предприятий-недропользователей, в частности экологическое налогооб­ложение, экономические оценки ущербов ОС при добыче УВ-сырья, оценку эффективности и отбор природоохранных мероприятий.