Введение в основы геологии

 

Введение в основы геологии

 

Предлагаемое краткое учебное пособие составлено в соответствии с курсом лекций по "Общей геологии", читаемым авторами для студентов геологических специальностей в Северном Международном университете (г. Магадан). Оно ограничено кругом вопросов некоторых философских и социологических проблем геологии, решение которых помогает установить место и роль геологии в современном обществе, и призвано восполнить отсутствие доступного учебного материала по некоторым теоретическим и философским проблемам геологии.

Курс "Общей геологии" знакомит студентов геологических ВУЗов и факультетов с избранной специальностью. Это знакомство, судя по имеющимся учебникам и базовым программам, не выходит за рамки схемы: Земля в мировом пространстве, внутреннее строение и состав Земли, экзогенные и эндогенные геологические процессы, элементы исторической геологии, сведения из геотектоники. Совершенно выпадает из рассмотрения или слабо обосновано место геологии в системе естественных наук и в системе наук о Земле; опущен анализ понятийного аппарата геологической науки: представления о геологическом пространстве и геологическом веществе, геологическом теле, геологических границах и фундаментальных характеристиках геологических тел - форме, составе, структуре и свойствах; иерархических уровнях организации геологического вещества и др.

Теоретическое направление в геологии бурно развивается. Разработки упомянутых элементов научного понятийного аппарата красной нитью пронизывают многочисленные сборники статей и монографии, но очень медленно и несмело проникают в учебную литературу. Для того, чтобы интенсифицировать механизмы функционирования геологической науки, привлечь в геологию новые теоретические методы, необходимо широко использовать разработки по методологии геологического исследования в подготовке специалистов-геологов.

 

«Успех творческого процесса определяется, в основном, двумя факторами, один из которых объективного, а другой субъективного характера. Объективный фактор выступает в виде размеров доступного для специалиста информационного поля. Именно это поле в настоящее время является определяющим уровень подготовки соответственно техника, бакалавра, инженера, магистра.

Однако истинная ценность специалиста независимо от уровня профессиональной подготовки определяется его индивидуальными особенностями. Одной из таких особенностей личности является способность к абстрактному мышлению. Данную способность, считая ее врожденным качеством, часто отмечают в характеристике выпускника краткой фразой: «имеет склонность к научной работе». По статистике этим качеством, составляющим основу абстрактного мышления, обладает не более 10-15% людей... В связи с тем, что специалисту чаще всего приходится иметь дело с объектами, представляющими собой достаточно сложно организованные системы, абстрактное мышление правильнее было бы называть системным мышлением.

Владея основами системного мышления, позволяющего понять принципиальное устройство мира, значительно легче найти свое место на производстве или в науке, а определив его, проще достичь успехов в выбранной сфере деятельности.» (Одесский, 1998).

 

При подготовке пособия авторами были широко использованы разработки хабаровских и новосибирских геологов Ю.А.Косыгина, В.А. Соловьева, В.Ю. Забродина, О.А. Вотаха, Б.М. Чикова, А.М. Боровикова, В.И. Гаврилова и др., а также работы И.П. Шарапова. Учтены разработки ленинградских ученых В.И.Драгунова, Васильева и др. Начинающим обучение студентам многие положения настоящего пособия еще трудны для восприятия и они будут вынуждены неоднократно возвращаться к нему при освоении конкретных геологических дисциплин на старших курсах. В конце пособия приведен дополнительный список литературы для еще более углубленного изучения теоретических основ геологии.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕОЛОГИИ.

 

Под "НАУКОЙ" понимается сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, и включающая естествознание, обществоведение и теорию познания. В каждой из этих областей науки могут быть выделены достаточно крупные разделы (в естествознании - это география, биология, геология, физика, химия и др.), в свою очередь состоящие из отдельных отраслей (например, в геологии - стратиграфия, тектоника, литология, петрография, минералогия, палеонтология и т.д.). Отрасли науки подразделяются на учения, направления. Каждое из выделенных подразделений может представлять собой научную дисциплину, если оно имеет свой объект, предмет и специфические методы исследования.

Длительное время в области методологических вопросов геологии в центре внимания стоят проблемы структуры геологического знания и методов научного познания. Для решения этих проблем необходима разработка и конкретизация различного рода принципов, правил, положений - фундаментальных понятий, которыми оперирует любая из наук, в том числе и геология.

Что такое фундаментальное понятие?

«Фундаментальные понятия не только общенаучны. Они обязательно должны удовлетворять еще двум требованиям, а именно: однозначности и операциональности. Например, к фундаментальным понятиям принадлежат такие, как «направленность» и «повторяемость». В представлениях различных исследователей они абсолютно однозначны. В то же время оба эти понятия могут быть формализованы и представлены в виде, скажем, буквенных, цифровых или каких-либо иных условных символов, что позволяет в дальнейшем применять к ним различные математические операции с привлечением ЭВМ. Эта операция и определяет требование операциональности. Иными словами в основе системного мышления заложена фундаментальная понятийно-терминологическая база. Эта база должна непременно включать в себя такие понятия, как объект, предмет, признак, класс и классификация, система и систематизация, таксон и таксономия, иерархия.» (Одесский, 1998).