Стационарные горные машины

 Классификация гидравлических машин для транспортирования текучего

 

К стационарным машинам относятся: водоотливные, вентиляторные, компрессорные и подъёмные машины. Стационарные машины делятся на две группы: машины для перемещения текучего (гидравлические машины) и машины для спуска-подъёма различных грузов. Гидравлические машины классифицируют по ряду призна­ков. По виду транспортируемой текучего их делят на две группы:

- для транспортирования жидкостей (воды и гидросмеси) — насосы, землесосы и грунтовые насосы;

- для транспортирова­ния воздуха (газов) — вентиляторы, воздуходувки и компрес­соры.

Насосы — машины, предназначенные для перемещения жид­костей и сообщения им энергии, землесосы и грунтовые на­сосы— машины для перекачки гидросмеси — смеси воды с грунтом.

Вентиляторы-—машины для транспортирования воздуха (газа) под относительно небольшим давлением, максимальное значение которого не превышает 15 000 Па.

Воздуходувки и газодувки — машины для транспортирова­ния воздуха и газа под давлением до 0,3 МПа и без его охлаж­дения.

Компрессоры — машины для производства и транспортиро­вания воздуха (газов) под давлением свыше 0,3 МПа и с ох­лаждением сжатого воздуха (газов).

По конструкции рабочего органа гидравлические машины, применяемые в стационарных установках, можно разделить на две основные группы: лопастные и объемные. Объемные ма­шины подразделяют на поршневые и ротационные.

В лопастных (лопаточных) машинах рабочим органом слу­жат лопасти (лопатки), которые имеют только вращательное движение и передают энергию жидкости. Эти машины, в свою очередь, в зависимости от направления движения потока жид­кости подразделяют на центробежные, осевые и диагональные. Направление потока жидкости в рабочем колесе—соответ­ственно по радиусам, осевое и диагональное. Лопастные ма­шины характеризуются непрерывной и равномерной подачей жидкости, отсутствием трения рабочих лопаток о корпус, возможностью работы лопаток с большими окружными скоро­стями.

В объемных поршневых машинах рабочими органами слу­жат поршни (плунжеры, скалки), имеющие возвратно-поступа­тельное движение. Такие машины характеризуются пульсирую­щей подачей жидкости, ограниченными скоростями движения рабочих органов с большими инерционными нагрузками на при­вод, трением рабочих органов о корпус и наличием всасываю­щих и нагнетательных клапанов. Однако они могут развивать большие давления даже при малых скоростях поршней.

Рабочие органы объемных ротационных машин отличаются конструктивным разнообразием. В группу ротационных машин входят винтовые, пластинчатые, зубчатые, шестеренные и ши­берные. Общее, что объединяет их в одну подгруппу, — наличие одного или двух рабочих роторов с профильными зубьями, вин­тами или рифлениями.

Основная особенность ротационных машин — сочетание ряда преимуществ поршневых и лопастных машин, в частности не­прерывная, но не равномерная подача жидкости. Ротационные машины не имеют масс, движущихся возвратно-поступательно, работают при высокой частоте вращения ротора, и их размеры невелики. При их работе отсутствуют механические колебания, что исключает массивный фундамент. Однако в некоторых слу­чаях при работе издают сильный шум высокого тона. У ротаци­онных машин отсутствуют всасывающие и нагнетательные кла­паны. К числу их недостатков относятся: большие потери на трение и значительные потери производительности машин вследствие неплотности. У этих машин наблюдается большой износ деталей, и при их изготовлении требуется высокая точ­ность