Основы устройства и способы развития литосферы Земли

Основы устройства и способы развития литосферы Земли

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Парадоксально, но до сих пор мы не имеем достаточно точной науки, описывающей и изучающей окружающую нас природную среду. Наше обустройство на планете будет идти трудно и с ошибками до тех пор, пока мы не научимся хорошо понимать окружающую среду и самих себя. Поэтому необходимость точного научного расчета стратегии нашего поведения очевидна. А возможен ли этот расчет без точных наук о Природе? Нет. И наша задача -- искать путь к точному знанию и передавать эти знания студентам, учителям и школьникам.

Ни у кого не вызывает удивления, что дети уже в 6-7 лет начинают познавать строгие законы математики, а в старших классах изучают физику и химию не только как красивые истории о яблоке Ньютона или купании Архимеда, но и формально строго, на базе математики и моделирования. К сожалению, географию так не изучают. Учащихся, да и студентов обучают на "полухудожественных" рассказах о Природе, дают им для запоминания огромное количество сведений регистрационного характера (часто неясных и неточно определенных) и очень мало обучают пониманию самой сути происходящего в Природе, методологии познания окружающей среды.

И художественно-образное, и формально-строгое восприятие-познание окружающего Мира в равной степени интересно и полезно, Плохо, когда какое-либо направление господствует над другим. Оттого, что в географии доминирует первое и почти не развито второе -- и следуют причины наших неуспехов и наше топтание на месте. Мне кажется, что стоит попробовать осторожно двинуться вперед. Этот путь и обозначен в предлагаемом курсе лекций. Короток, удобен и легок ли выбранный путь, ведет ли он к цели - покажет время.

Данное учебное пособие написано для всех читателей, интересующихся проблемами географии, для учителей и студентов, преподавателей ВУЗов, географов и геологов исследователей и практиков. По возможности я старался излагать материал как можно проще и популярнее, но было не обойтись без сухих формально-строгих определений, описаний и рассуждений. Особое внимание уделялось и научному, и повествовательному языку. Очень важно, чтобы излагаемые мысли всегда понимались однозначно, были точно и понятно сформулированы -- даже в ущерб литературно-эстетической стилистике. С выполнением этого условия бывает трудно справиться, и быть может не все объяснения мне удалось сделать легкими для понимания их "слабыми" студентами; в этом случае и студентам тоже полезно поработать над собой.

Я не стремился давать исчерпывающие сведения и представления о предмете или о проблемах, связанных с его исследованием. Это невозможно, да и не нужно на начальных ступенях познания. Мною выделены общепринятые и наиболее важные сведения, предложено собственное понимание Фундаментальных положений, дана критическая оценка тех или иных вопросов. Общепринятые и давно известные представления даются обычно без[И1]  ссылок (как это принято в учебных пособиях), но в особо важных моментах я старался делать необходимые ссылки, чтобы подчеркнуть научный приоритет и патриархов нашей науки, и исследователей-современников. Да простят и поймут меня коллеги, если кого-либо не удалось упомянуть; вклад их в развитие науки все равно ведь известен и оценен. Многие ссылки специально сделаны мною на широко известные и популярные литературно-научные источники. Одновременно их следует воспринимать как список дополнительной литературы для студентов и учителей.

Материал изложен по определенной системе, последовательно и логично. Восприятие читателем этой системы существенно упростит усвоение лекций. Но какова структура данной системы -- пусть выясняет сам читатель, и пусть это будет дополнительным заданием к тем вопросам и задачам, которые предлагаются в конце каждой темы.

Пособие задумано как двухтомник: общая часть учения о литосфере -- первый том, и второй том -- характеристика различных типов морфолитогенеза нашей планеты, методика изучения и картирования рельефа. Пособие будет насыщено рисунками и пояснительными схемами. В конце тома дано краткое содержание основных положений пособия на немецком языке. Осмелюсь предложить его преподавателям немецкого языка для использования на занятиях со студентами. Тем самым оно, возможно, будет полезно и для языковой практики, и для закрепления знаний о рельефе земной поверхности.

Многие темы и вопросы, излагаемые в пособии, обсуждались с коллегами по научной и преподавательской работе: М.Ф. Адаменко, А.Е. Аввакумовым, Т.В. Бутвиловской, Н.Г. Евтушик, И.А. Жуковым, Е.А. Кузнецовым, А.Л. Обыскаловым, Е.Е. Перфильевым, В.И. Силенковым, А.Н. Уваровым. Всем им приношу свою благодарность, а также дочери Даше, которая отпечатала рукопись этой книги. Весьма признателен я руководству Новокузнецкого пединститута, изыскавшему средства для опубликования пособия, профессору Томского университета Земцову А.А., любезно взявшему на себя хлопоты по рецензированию книги, а также опытнейшему геологу Южсибгеолкома Е.Ф. Сухих, поддержка которого очень помогла мне на начальном этапе исследований. Все замечания, вопросы, впечатления по содержанию книги прошу направлять по адресу: г, Новокузнецк, просп. Пионерский» 13, Новокузнецкий пединститут, д.г.н. Бутвиловскому Владимиру Викторовичу -- буду признателен и постараюсь ответить.[И2]